История вопроса

Многие слышали о таком логическом парадоксе, как «ошибка выжившего», но немногие знают, почему основанные на ней выводы нельзя применять на практике. Так в чем же дело?

Для начала вспомним, что это за парадокс и когда его открыли — а для этого придется вернуться во времена Второй мировой войны. Тогда Англия воевала с Германией, бомбардировщики уже изобрели, и англичане во всю бомбили немецкие города, стремясь уничтожить живую силу и промышленный потенциал немцев. Последним это не нравилось, и их зенитные батареи уверенно огрызались, сбивая английские самолеты.

Самолет — вещь дорогая, и терять их в большом количестве англичане не могли. Поэтому они поставили перед своими учеными задачу — делайте что хотите, но живучесть бомбардировщиков должна вырасти. Ученые ответили «Yes, sir» и стали думать.

Британские ученые, фото из Интернета

Титаны мысли

Вскоре британские ученые установили, что для повышения живучести самолета надо усилить его броню — ведь чем толще броня, тем сложнее сбить самолет. Но тут зарылась собака.

Оказалось, что если просто взять и обвешать самолет броней, он начинал хуже маневрировать и летать — да и то, в основном, вниз. Броня-то тяжелая. Так что вариант с броней отпадал… Но англичане быстро смекнули, что усиливать броню ВЕЗДЕ незачем — достаточно сделать это в самых уязвимых местах. Тогда и летные качества не пострадают, и живучесть вырастет.

Как найти эти уязвимые точки? Просто. Надо осмотреть самолеты, которые возвращались с миссий, и выяснить, куда чаще всего попадают снаряды. Ведь если туда чаще всего попадают — это и есть самые уязвимые места.

Что же вышло?

Оказалось, что у вернувшихся с рейдов бомбадрировщиков сильнее всего повреждены крылья и хвост — порой там было просто месиво из металла и осколков. Прекрасно — решили ученые — бронируем крылья и хвост.

И они едва не сделали роковую ошибку, которую позже назвали «ошибкой выжившего». В чем подвох, спросите вы? А в том, что самолеты с измочаленными крыльями и хвостами несмотря на ужасные повреждения ВОЗВРАЩАЛИСЬ с вылетов. Даже с перебитым хвостом и огрызками крыльев они могли дотянуть до базы. Повреждения крыльев и хвостов не были критичными, и места с наибольшим числом попаданий вовсе не являлись «самыми уязвимыми». Но как найти уязвимые места?

Ошибка выжившего

Оказалось, что среди вернувшихся домой машин не было тех, кому попали в кабину пилота или бензобак. Что логично, ведь с пробитым баком или мертвым пилотом самолет не летает. Именно кабина и бак — там, где почти не было попаданий — оказались слабыми местами. Именно там надо было усиливать броню.

Но почему ошибку назвали «ошибкой выжившего»? Потому, что «выжившие самолеты» давали ученым ложные данные — они «выжили» не вопреки сильным повреждениям крыльев и хвостов, а благодаря тому, что им не пробили кабину и бензобак. Те же, кому пробили, вернуться и рассказать уже ничего не могли.

И что дальше?

Эта часть истории известна всем, но мало кто знает — ЭТИ выводы британских ученых оказались ложными. Мало кто знает, что «ВЕРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ» ошибки выжившего привело к ужасным потерям для королевских ВВС.

Последствия

Как мы знаем из истории, военные усилили броню в наиболее уязвимых местах, и число подбитых самолетов резко упало. Самолеты возвращались с рейдов невредимыми, Британия предвкушала победу в войне, но… случилось непредвиденное.

Сбитый самолет, фото из Интернета

Катастрофа

Прошло время, и немецкое командование заметило, что их системы ПВО не справляюся. Военные быстро поняли — британцы усилили бронирование бомбардировщиков, причем в самых уязвимых местах.

Ответ немцев был безжалостен — они усилили мощность зенитных снарядов так, чтобы те могли пробивать новую броню англичан. С запасом. И сколько бы дополнительной брони те ни вешали, самолет это не спасало.

Английские пилоты стали гибнуть один за другим, и к сожалению, эту могилу они выкопали себе сами.

Ложное чувство неуязвимости

Воодушевленные новой броней, английские пилоты перестали уделять внимания маневрам. Они полюбили риск, часто летели прямиком на цель и храбро подставляли самолет под вражеский огонь, думая, что крепкая броня их спасет. И поначалу все так и было.

Немцы не сразу ввели в строй мощные снаряды, и англичане не могли понять, почему самолеты падают — ведь у них такая крепкая броня! Они списывали проблемы на другие факторы, а когда поняли правду, было уже поздно.

Лучшие умирают первыми

Пока англичане наслаждались воздушной неуязвимостью, их лучшие пилоты отвыкли маневрировать. Они ринулись осваивать другое мастерство — приемы атаки и бобометания. Лучшие из лучших стремились поразить как можно больше наземных целей, не считаясь с риском.

И они погибли первыми. Один за другим лучшие английские пилоты умирали, не успевая сделать верных выводов и рассказать об этом менее опытным коллегам.

За считаные недели королевские ВВС лишились опытных асов. Учить новичков стало некому. Никто не мог передать опыт и навыки успешного бомбометания и навыков ухода от огня ПВО. Без инструкторов, английские ВВС понесли чудовищные потери, от которых так и не смогли отправиться.

Британские города времен конца войны, фото из Интернета

Печальный итог

Как мы знаем, ближе к середине войны Англия утратила превосходство в воздухе. Фашисты получили полный карт-бланш и безвозмездно бомбили британские города, превращая их в горящие руины.

И если бы СССР не сковал Германию на восточном фронте, если бы США не высадились в Нормандии… кто знает, чем закончилась бы для Британии та война.

Так что вот — наглядный пример того, как вроде бы верные выводы из «ошибки выжившего», в долгосрочном периоде оказались полной глупостью. Логика сдалась в своей бесполезности, уступив место военной хитрости, и как сказала одна мудрость — благими намерениями ведет дорога в ад.